История
История нашего села
На Русской равнине Великой России, на юге Черноземного края, некогда Дикого поля, в 18 -19 веках Воронежской губернии Бирюченского уезда Варваровской волости (с 1954 года Белгородской области Ладомировского, Советского районов), а в настоящее время Алексеевского района Варваровского сельского поселениия находится ее маленькая частица – село Осадчее.
Осадчее было основано примерно в 1800-40 годах 19 века. В то время эти земли были Диким полем. Степные просторы заросли высокой травой, белые верхушки ковыля колыхались над остальной растительностью, как сизый туман, и были так высоки, что скрывали всадника верхом на коне.
Село расположено в долине реки Черная Калитва на ее левом берегу, а на зеленых лугах правобережья расположились села Онап (Николаевка) и Калитва.
Об истории образования этих поселений существуют различные легенды.
Еще в конце 17 века по берегам реки существовали поселения. Река Калитва берет свое начало в меловых оврагах севернее села Красное (раньше это была слобода Красная) между Чуприниным и Красным. Свое название река получила (по одним источникам) от имени Великого Московского князя Ивана I Даниловича, по прозвищу «Калита», который когда-то проезжал по этим местам. Калита — старинное русское название пояса, денежной сумки, мешка, кошеля. Упоминание калиты есть в документах XIV века, которые касаются имущества московских князей. Калиты изготовлялись в основном из кожи и украшались прорезями, аппликацией и тому подобное. Наиболее ценными считались калиты из сафьяна с вышитыми золотом изображениями животных и украшенные драгоценными камнями. За свою щедрость и богатство московский князь Иван Данилович получил прозвище «Калита». О калите есть пословицы: «За вдовою (за сиротою) сам Бог с калитою», «Калита брат, калита друг» — деньги в доме.
Есть также предположение, что раньше Калиты по этим местам пролегал путь из «варяг в греки», т.е. с Севера Руси на юг.
По этой же стезе проходил и полк князя Игоря к берегам легендарной реки Калки (в свое время (1945-1960) учитель местной школы Ищенко И.Н. вместе со своими учениками окрест древнего городища находили наконечники копий и мечи, принадлежавшие воинам войска Игорева: их потом забрали из местной школы в Московский институт археологии, объяснив директору школы, что эти копья принадлежат войску Игорева и являются археологическими ценностями. Это были сотрудники МИА.
Когда пришло время асфальтированных дорог, то и современная трасса Белгород – Павловск была проложена по старой грунтовой дороге, так что историческая ценность этой дороги сохраняется и сейчас. Теперь это трасса всероссийского значения, соединяющая центр России с югом через Белгород, Новый Оскол, Алексеевку, Россошь, Ростов и далее на юг.
Как бы изначально эта незримая дорога, воплощенная людьми в земной путь, была заложена Богами: так с древнейших времен все пути предначертаны – у Человека, у его Рода, у Народа, у Державы, у Государства и т.д.
Вернемся к временам Ивана Калиты. В его царствование правитель Золотой Орды не посылал войско против Московского княжества. Зато сам Иван I часто ездил в Орду с богатыми подарками, и путь его пролегал по нашим местам, по этой самой дороге. Как и во все времена находились люди, приближенные Ивана I Даниловича, которые хотели сделать приятное своему князю, увековечить его память. И безымянную речку, на берегах которой был поставлен шатер для ночлега Великого князя, назвали Калитой. С течением времени реку стали называть Калитвой, вставив в название одну дополнительную букву.
На ее берегах стали селиться разные люди: беглые, служивые, донские казаки, переселенцы из Полтавы и Чернигова, вольные люди с нижнего Дона и много другого разного люда.
Доподлинно известно, что во время восстания Ивана Исаевича Болотникова в 1606-1607 гг. в наших местах это восстание было жестоко подавлено. В то время река была широкая и полноводная. Для устрашения крестьян, живущих по берегам реки, казненных участников восстания на деревянных плотах пускали по течению реки, даже виселицы с повешенными устанавливали на этих плотах, сбрасывали в реку порубленных и раненных, и все это плыло по течению реки. Казненных было так много, что вода в реке стала красной от крови. Селения по берегам реки сжигали дотла, и весь пепел попадал в реку. Вода в реке почернела. А страшные плоты доплывали до Дона и даже плыли дальше на юг для устрашения жителей прибрежных деревень. От тех страшных времен и осталось название реки «Черная» Калитва.
Кстати, есть и другое предположение о происхождении «Черная». По мнению некоторых, если вода чистая, а дно глубокое, то река будет казаться темной, т.е. черной. Долго боялись люди селиться на пожарищах, и они зарастали травой, камышом, вербняком. Спустя долгое время, когда от былых поселений не осталось и следа, вдоль по заросшим густыми высокими травами берегам застучали топоры.
Тогда в пойме реки росли вековые красные вербы, древесина которых была красной и имела одно ценное качество - была крепче дуба. Хорошо высушенная, она не гнила, не портилась и шла на строительство. Все первые дома в наших селах были построены из красной вербы. Последние дома из последней красной вербы строились у нас в 1929-1933 гг. В настоящее время эта верба полностью истреблена (не знаю даже, занесена ли она в «Красную книгу» или, может быть, уже в «Черную книгу», как исчезнувший вид, но в наших местах она уже не встречается).
В селе Осадчее, кое было заложено примерно в начале 19 века люди селились прямо на берегу реки вокруг холма под названием «Кучивка». А потом приехали с Кубани наши прямые предки и их родственники, все однофамильцы, на 12 подводах (телегах) везли домашний скарб. Остановившись на отдых на пригорке, переночевали, и поутру решили остаться здесь. Осмотрелись: место хорошее, рядом река, заливные луга, есть материал для строительства – красная верба, а напротив меловые горы – прекрасное место для пастбищ. Дорога тогда уже была. Приехали они ранней весной.
Три брата – Яков, Илья и Максим, с ними их отец Кий. Приехавшие сразу принялись обустраиваться, разметили усадьбы, стали рубить деревья и строить дома, разрабатывать целину для огородов, копать колодцы. Вода в этих колодцах была кристально чистая, холодная и вкусная, родники били ключом окрест холмов. Так вот: место понравилось, и возникающий хутор был назван Осадчим. Граф Шереметьев, которому в свое время принадлежали эти земли, не препятствовал переселению людей и на первых порах никаких налогов с поселенцев не брал. Поэтому хутор рос, ширился, развивался и вскоре стал многолюдным селом.
Раньше хутора назывались по фамилии владельца первых построек на свободном месте. И на вопрос: «Чей хутор?» - отвечали: Осадчих. Само слово «осадчий» обозначает выборного старшину группы людей, в обязанности которого входила организация порядка, охраны, обустройство быта этой группы, которая куда-нибудь переселялась. Он выбирал и одобрял место для проживания этой группы, останавливал или «осаживал» людей и начинал «командовать парадом», то есть устанавливал порядок, организовывал охранение и распределение провианта, делил землю под постройки и т.д., одним словом - обустраивал хозяйственную и административную деятельность людей: по-нашему, теперь, был председателем или главой вновь образовавшегося хутора. Ну а изначальный, древнейший образ фамилии, уходящий в глубь веков, это «Аз» - первая буквица русской азбуки и её образ (Аз Богов Ведает, Богов Ведая, Глаголит Добро, Глаголить Добро Есть Жизнь и т.д. и т.д.).
Хочу также заметить, что села Шелякино (ныне Советское), Варваровка и Красное появившись носили гордое название «слобода», то есть свободное село. Осадчее слободой не стало, хотя из хутора оно - таки превратилось в село. Разница между хутором и селом в том, что хутор – это несколько домов, стоящих отдельно на большом расстоянии друг от друга, порядка 7-20 дворов. А село – это компактные постройки, между которыми не было большого расстояния и жители селились бок о бок со своими соседями, такие поселения насчитывали более ста дворов с населением более 150 или 200 человек.
В 1859 г. село насчитывало 96 дворов, в нем проживало 385 мужчин и 395 женщин.
После переписи 1860 г. было 111 дворов, 806 жителей, из них 47 грамотных. Действовали 16 кустарных мастерских, плодоносили 72 сада, 9 пчеловодов имели 134 улья. На подворьях содержалось 59 рабочих лошадей, 308 волов, 81 корова, 410 овец, 114 свиней. Для хозяйственных нужд служили 76 плугов, 40 сох, 218 телег, 4 молотилки.
В давние времена река Черная Калитва была широкой и полноводной. Существует легенда, что по этой реке ходили малые суда, на которых возили дань Золотой Орде. Одно из таких судов затонуло в реке между селами Варваровка и Осадчее. Река в этом месте была глубокая. А сегодня на месте этой реки болото, и речки после прочистки русла почти не осталось. И места того никто из современных жителей не знает, а на месте реки теперь 2-х метровая канава глубиной 1,5 м. И навеки потонула в нашей речке легенда о затонувшем золоте.
Правда, место, где лежит золото, в легенде указано не точно. И источники его появления разные. Рассказывают, что на древнем городище, на южной окраине села Осадчее, когда-то, в древние времена, стоял город или крепость на возвышенности. С трех сторон его окружали овраги и река, а с востока - крепостная стена. Прошло время, и город был разрушен врагами. Уходя из этих мест, Князь приказал переплавить все золотые вещи и слитки, замуровать в 6 бочек, засмолить и утопить в реке, как раз на виду крепости. Прямо у крутого обрыва был глубокий омут, где ничем не могли достать дна. И сказал он тогда: «Нам не достанется, пусть покоится на дне этой реки до скончания века». А шапку свою (или, может быть, другой головной убор, обозначающий власть: венец или корону, уж я и не знаю) велел закопать на высоком месте городища и над ней насыпать курган, чтобы через века правнуки его могли отыскать шапку и найти золото, утопленное в реке. Уходя отсюда, он сказал: «Мы еще вернемся сюда, и золото будет наше, и земля будет наша и крепость построим на прежнем месте».
Прошли века, и только черепки, остатки древнего поселения, называемого в народе «Городище», напоминают нам о былых народах, населявших некогда эти места.
А есть еще и такое предание, что это древнее-древнее поселение загадочного народа скифов, некогда населявшего эти места, и что здесь спрятано волшебное зеркало скифов, сделанное из неведомого нам металла, и показывающее события прошедшие, а также будущие людям добрым и духовно чистым, и что это зеркало покоится в одном из курганов на территории наших сел. Но это все лишь предания, и можно лишь верить тому, что в каждой былине есть доля правды. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - говорил когда-то А.С. Пушкин. А по теории некоторых ученых – исследователей в легендах, преданиях, сказках завуалированы реальные события, места, предметы, люди и т.д. Так, может быть, и в этих легендах есть доля правды, и пока эта правда не расшифрована. А по поводу утопленного золота были такие события. Находились смельчаки, которые хотели найти это золото, да не удалось это им – река обмелела за прошедшие столетия, и то место, где раньше был омут, затянуло илом и навеки похоронило легендарное золото. Кстати, замечу мимоходом, что, когда прокладывали современную асфальтированную дорогу, на этом самом городище она проходила через самый высокий курган в центре городища, где по преданию закопана «шапка Князя», часть его сравняли, раскопали, чтобы проложить полотно дороги, и на месте строительства местные краеведы во главе с Иваном Николаевичем Ищенко нашли много интересных находок, которые долгое время хранились в школьном музее, некоторые и сейчас там хранятся, а некоторые были переданы в Алексеевский районный музей и в Московский археологический институт для изучения, да так там и застряли, может, потерялись, сейчас не знает об этом никто.
А легенды эти подтверждают одну правду: в наших местах всегда обитали люди – одни уходили, другие приходили, но местность всегда была обитаема. И много еще разных тайн хранит наша Родная Земля. И тогда, когда нас уже не будет, найдутся люди, которые пройдут по следам легенд и преданий, и восстановив древние знания, откроют сейчас неизвестные тайны, но об этом узнают только наши потомки. А наша прямая задача научить наших детей любить и беречь Родную Землю наших Великих Предков, политую их кровью и потом в веках былых.
Связаться с нами

Почта: info@osadchee.ru
Made on
Tilda